Россия

Пасха при закрытых храмах: путь к новому осмыслению христианства?

Источник: ForPost
0 166

Рекомендации священноначалия РПЦ не посещать храмы вызвали кривотолки.

Уже стало ясно, что карантин (уклончиво называемый «режимом самоизоляции») в полную силу коснулся и религиозной жизни наших сограждан.

Процитирую пост в Facebook протоиерея Владимира Вигилянского, бывшего пресс-секретаря патриарха, а ныне настоятеля храма святой Татианы при МГУ:

«Вербное воскресенье — самая посещаемая в нашем храме служба. На неё собирается вся община. Ещё два года назад у нас было на службе более 700 прихожан, а причастников — более 500. Но сегодня на двух литургиях было 35 человек, из них причастников — 31. Прихожане у нас послушливые патриарху и священникам — почти все находятся на самоизоляции».

Похожая ситуация во многих регионах.

В Москве в Вербное воскресенье кое-где полицейские составляли административные протоколы о нарушении режима самоизоляции на посетителей храмов и выписывали им штрафы по 4 тыс. руб.

Но главное — дальше. Пасхальные богослужения в Москве и Московской области пройдут вообще без прихожан.

«В заботе о жизни и здоровье людей, Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл с болью в сердце призвал православных христиан, исполняя предписания санитарных властей, воздержаться от посещения храмов и пребывать в своих жилищах, совершая домашнюю молитву, а также участвуя в богослужениях при их видеотрансляции», — говорится в Циркулярном письме первого викария патриарха Московского и всея Руси по городу Москве митрополита Воскресенского Дионисия (Порубая) от 11 апреля, опубликованном на официальном сайте Московского патриархата.

Это циркулярное письмо зачитали на Вербное воскресенье и с амвонов московских храмов. Формально храмы не закрываются, и духовенство будет совершать там литургию, но при этом верующих в храмы и на прихрамовую территорию обязали не допускать.


Это в столице и прилегающей к ней области, где самая напряжённая эпидемиологическая ситуация.

Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова призналась 10 апреля городскому телеканалу «Москва 24», что «сейчас наши стационары и служба скорой помощи работают на пределе».

При том, что сам мэр Сергей Собянин в тот же день сказал в интервью РИА Новости про уровень заболеваемости в городе: «Я вам точно говорю: никакого пика ещё не наступило. Мы находимся скорее у подножия этого пика, даже не в середине».

В соцсетях публикуют видеозаписи десятков и десятков скорых, стоящих в очереди к больницам, и рассказы заболевших о том, как они часами тщетно пытались вызвать врачей. Что будет дальше, сложно даже представить.

Но стоит пояснить, что рекомендации священноначалия РПЦ касаются не только Москвы (тут просто ограничения жёстче).

В своей проповеди 29 марта в храме Христа Спасителя патриарх Кирилл сказал:

«Нет сегодня ни в Москве, ни в Петербурге, ни в других наших городах пустынь. Но есть место, которое может стать пустыней, — это наш собственный дом. Давайте сделаем наши дома пустыней, давайте будем там возносить горячую молитву. Давайте возложим на себя подвиг не выходить из наших домов, как взяла на себя подвиг Мария Египетская — не выходить из пустыни… Именно так мы должны сейчас жить. Всякие другие проповеди, в том числе исходящие от неразумных священнослужителей, не слушайте».

В каждом регионе ограничение на посещение храмов РПЦ реализуется по-своему, в зависимости, что характерно, от позиции светской власти.

Например, в Волгоградской области главный санитарный врач Ольга Зубарева официально рекомендовала 11 апреля губернатору «не допускать проведения… массовых мероприятий, к которым относятся религиозные массовые обряды и церемонии различных конфессий с большим количеством людей» и «обеспечить временное приостановление посещения гражданами культовых зданий».

После этого губернатор Андрей Бочаров 12 апреля своим постановлением указал жителям «воздержаться от посещения религиозных объектов».


В Новосибирской области губернатор Андрей Травников и митрополит Новосибирский и Бердский Никодим (Чибисов) 10 апреля обратились к жителям с совместным обращением: «Никаких препятствий для посещения храмов чиниться не будет. Но, в то же время, учитывая сложившиеся обстоятельства, мы напоминаем вам об опасности заражения коронавирусной инфекцией, особенно при большом количестве народа. Если же вы, несмотря на все наши предупреждения, имеете желание посетить храмы, то это необходимо сделать с соблюдением всех санитарных противоэпидемиологических норм».

А в Екатеринбургской области губернатор Евгений Куйвашев опубликовал 12 апреля на своей официальной странице в Instagram фотографию из церкви, заполненной людьми, написав от себя: «Сегодня Вербное воскресенье — праздник, который много значит для всех православных. Впереди Пасха, ещё более значимый день. Но у меня только один вопрос: неужели собственное здоровье и здоровье ваших близких значит для вас меньше? На фото — храм целителя Пантелеймона на улице Лучевой в Екатеринбурге. Прямо сейчас. Как вы понимаете, ни о каком социальном дистанцировании речи не идёт. В Москве уже выявлены случаи коронавируса у служителей храмов и церквей. Один из настоятелей несколько дней назад попал в реанимацию». И призвал соблюдать призыв патриарха оставаться дома, добавив: «Помните, что Бог — в первую очередь в вашем сердце и в душе».

В свою очередь, пресс-служба Екатеринбургской епархии оперативно опубликовала ответ губернатору, заявив, что фотография из упомянутого храма старая, а в Вербное воскресенье прихожан там было меньше, и они все соблюдали дистанцию в 1,5 метра друг от друга, стоя на специально нанесённых краской на пол храма метках.

Вот до чего дошло!

В свежей статье в «Коммерсанте» описано ещё немало примеров по регионам по итогам Вербного воскресенья.

На территории Республики Крым и Севастополя храмы закрывать не планируют.

На сайте Управления МВД по Севастополю никакой информации о посещении гражданами храмов на Пасху нет. Видимо, власти решили ограничиться публикацией официального заявления Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви (официально территория полуострова до сих пор находится в юрисдикции УПЦ) и Управления МВД по Республике Крым:

«Сотрудники МВД по Республике Крым совместно с Симферопольской и Крымской епархией призвали прихожан культовых учреждений к соблюдению мер предосторожности в ходе карантинных мероприятий, объявленных на территории Республики Крым. Согласно достигнутому соглашению, в период проведения православных праздников в храмах будут организованы мероприятия путём частичного присутствия прихожан с учётом наполняемости помещений. Ответственными священнослужителями будет организован поэтапный пропуск в храм всех желающих. Кроме того, перед входом в культовые учреждения будут нанесены отметки с обеспечением дистанции для нахождения прихожан».


Кроме того, 13 апреля митрополит Симферопольский и Крымский УПЦ Лазарь (Швец) выступил с видеообращением, в котором призвал верующих находиться дома.

К слову, храмы Римско-католической церкви на территории нашей страны уже не первый день закрыты на богослужения, там находится только духовенство — точно так же, как и на соседней Украине, да и в прочих европейских странах.

Закрыты мечети и синагоги. Не закрываются лишь православные храмы и храмы католиков восточного обряда (униатов).

Тут стоит пояснить ряд моментов, которые обычному человеку не очень очевидны, тогда как я много лет проработал журналистом в одном из немногих изданий России, описывающих религиозную жизнь, — газете «НГ-Религии» (приложение к «Независимой газете»).

Для большинства обывателей нет разницы между «культовыми зданиями», куда ходят «отправлять культовые потребности» (советская терминология, живучая и в наши дни), а для многих «все религии в целом одинаковы, только названия разные».

Но это совсем не так: у каждой религии своё содержание — как своё особое лицо.

Храм в иудаизме всего один — в Иерусалиме, который был разрушен 1950 лет назад римским императором Титом во время Первой Иудейской войны. Собственно, культ Стены Плача в иудаизме вызван тем, что это — последний остаток того Храма.

В исламе храмов вообще нет. Мечеть — это просто помещение, где можно преклонить колени для молитвы (собственно, арабское слово «масджид» и происходит от «суджуд», то есть земного поклона).

Но молитва для правоверных разрешена в любом месте, даже в пустом поле, которое не осквернено нечистыми животными — собаками и свиньями. Поэтому и на Ближнем Востоке, и в Татарстане молитвы часто проводят на стадионах.

Точно так же и раввин — не аналог христианского священника. Священнослужители в иудаизме — это коэны (отсюда и известная фамилия Коган, по ряду генетических исследований её носители действительно являются потомками Аарона, брата пророка Моисея).

Но Храма уже нет, поэтому нет и священнослужителей. Раввин — это наставник в общине, обладающий знаниями для квалифицированной трактовки верующим Торы (Ветхого Завета) и Талмуда, и переводится это слово просто как «учитель». Вспомним, что и Иисуса в Новом Завете называют так же: «При сем Петр сказал Иисусу: Равви!» (Мк 9:5), потому что он неоднократно трактовал для верующих Священное Писание.


Имам или муфтий — тоже не священнослужители, потому что в исламе нет Таинств.

Имам — наставник общины, он руководит коллективной молитвой, читая выдержки из Корана или хадисов (высказываний Пророка и его сподвижников), и для этого не требуется даже религиозного образования, а лишь желание проповедовать верующим (точно так же, как для пастора в протестантизме). Муфтий — это учёный-богослов.

Вообще привычную для бывшей Российской империи систему Духовных управлений мусульман, иерархически выстроенную аналогично РПЦ (только во главе не патриарх, а верховный муфтий), ввела императрица Екатерина II, в исламе такого устройства нет.

В изначальном исламе — огромное количество общин, а над ними стоит халиф — повелитель всех правоверных, совмещающий духовную и светскую власть (в отличие от султана, который лишь светский владыка в определённом регионе).

Последний халиф из династии Аббасидов, восходящей к дяде Пророка Мухаммеда, — Аль-Аббасу ибн аль-Муталлибу, был убит монголами в 1258 году после взятия Багдада. В XVI веке потомками багдадских халифов объявили себя османские султаны, но в 1924 году Кемаль Ататюрк в ходе реформ в Турции упразднил халифат, и халифа на земле больше нет, что является для мусульман таким же источником боли, как разрушение Храма в 70 году для иудеев.

В этом плане, безусловно, иудеи и мусульмане спокойнее переживают закрытие своих культовых зданий и молитву на дому, ибо принципиальной разницы для них нет.

А для православных есть. Отсюда и возникшее напряжение.

В Екатеринбурге полиция уже нанесла визит директору Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в XX веке Оксане Ивановой, назвавшей 12 апреля в Facebook губернатора «коварным и злопамятным врагом Церкви» и заявившей, что она не позволит Куйвашеву «украсть у нас Пасху».

С похожим заявлением (правда, без призывов к чему-то) выступил 12 апреля в соцсети ВКонтакте и Игорь Стрелков:

«Такого не было никогда, наверное… Когда — после революции — тиф и «испанка» выкашивали миллионы людей всех возрастов и состояния здоровья — церкви стояли открытые… Но чтобы архиереи запретили допускать мирян в храмы на Св. Пасху? Отлучив от причастия в главный праздник Русской православной церкви миллионы верующих? Я таких примеров не знаю. Мой духовник сказал по этому поводу: это капитуляция. Я ещё добавлю от себя: Да, это капитуляция...».

Интересно, что критикуют аналогичные решения власти на Украине (там тоже закрывают храмы на Пасху, прежде всего во Львове) и украинские националисты, являющиеся прихожанами греко-католических храмов.

Так, глава «Правого сектора» (запрещён в России) Андрей Тарасенко написал в Facebook:

«Во времена походов мусульмане во время военных действий не перестали делать намаз… Те люди верили в Господа. Сегодняшние христиане… призывают арестовать священников, которые причащают в Пятидесятницу. Во что верят эти люди?»


С другой стороны, плоды подобной позиции сейчас хорошо видны в Киево-Печерской лавре.

13 марта митрополит Вышгородский и Чернобыльский, наместник Киево-Печерской лавры Павел (Лебедь) выпустил видеообращение, где заявлял:

«Самая страшная эпидемия — это грех… Не бойтесь ничего… Ходите в храм и причащайте детей маленьких. Не смотрите — старшее поколение, младшее — все спешите в храм».

А уже 6 апреля лавру были вынуждены закрыть на карантин, в больнице, куда кладут заражённых коронавирусом, оказался и сам митрополит. На 9 апреля в монастыре обнаружили 26 заболевших COVID-2019, на 13 апреля число заболевших возросло до 90! 13 апреля появились уже первые умершие от коронавируса монахи.

То есть благодаря упрямству митрополита лавра превратилась в очаг массированного заражения киевлян.

Кстати, почему митрополит Павел лёг в больницу? Ведь, по его же логике, вера спасает от всего, побеждает вирус молитвой и т. д. Но на практике — как в том самом антиатеистическом анекдоте — перед угрозой смерти (и даже просто при заболевании) оказалось, что он сразу обратился к медикам, будет лежать в палате на лечении и т. д.

Так что впадать в псевдорелигиозное рвение «А мы всё равно пойдём в храм, несмотря на эпидемию, карантин и запреты!» не стоит.

Стоит задуматься если не о своём здоровье, то хотя бы о здоровье окружающих. Страна и так летит из-за эпидемии в тартарары.

Кстати, по поводу приведённого Стрелковым примера, что «когда после революции тиф и «испанка» выкашивали миллионы людей всех возрастов и состояния здоровья — церкви стояли открытые», то можно и задуматься: не способствовало ли в том числе массовое скопление людей в храмах, целование друг за другом икон (а вирус передаётся как раз через слюну) и т. д. тому, что болезни «миллионами выкашивали людей всех возрастов»?

Другое дело, что в этой ситуации неизбежно начнут возникать вопросы в умах.

Раньше духовенство годами приучало людей ходить в храмы несмотря ни на что, неважно — болезнь или дождь, обещая в противном случае страшные беды, а сейчас рекомендует не ходить, причём и не причащаться, и не исповедоваться.

Неизбежно возникнет вопрос: если можно не ходить в храмы сейчас и это одобряемо, то может быть, вполне допустимо не ходить и после окончания эпидемии?

И неизбежно встанет вопрос именно о сути веры.

Что значит быть христианином: святить куличи, верить в чудеса от икон и мощей, слушать старцев — или всё-таки что-то иное?

Владислав Мальцев

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Похожие новости

Архив новостей

Май 2020 (1019)
Апрель 2020 (1108)
Март 2020 (1076)
Февраль 2020 (946)
Январь 2020 (952)
Декабрь 2019 (929)

Популярные новости