Россия

Когда в Россию вернется школа муштры и школа зубрежки

Источник: ForPost
0 128

Все попытки вернуть школу к дореформенным порядкам жестко блокируются, а реформирование превратилось в мощную индустрию с мощными бюджетами.

Перманентное реформирование школы (средней и высшей, а теперь еще и детских садов) есть изрядная примета нашего времени. Компетенции, портфолио, траектории, форсайты и прочие танцы с пипидастрами, кажется, не закончатся никогда.

В школе теперь главное – творчество, а творчество есть процесс беспрерывный.

Напротив, слабые попытки унять творчество, задав школе хоть какие-то минимальные стандарты, которым по итогам обучения должен удовлетворять школьник – т. е. "бойко на карте покажет и Петербург, и Читу", а равно расскажет про теорему Пифагора, химические свойства галогенов, сражения Великой Отечественной войны и "Евгения Онегина", – вызывают неистовые проклятия новаторов.

"Твой друг презерватив" (прозвище, данное чиновниками проф. А. Г. Асмолову в бытность его замминистра образования – но названию изданной им брошюры для школьников) чуть не в каждом номере МК клеймит и бичует образовательные стандарты с каким-то ленинским жаром – Ильич тоже критиковал дореволюционное образование, как "школу учебы, школу муштры, школу зубрежки". Ибо требование от учащихся знания некоторого джентльменского минимума есть "превращение наших детей в зомби".

Положим, значительные лица не столь неистовы, как "твой друг презерватив", да это и не нужно. Зачем горячиться, когда все попытки вернуть школу к дореформенным порядкам и так жестко блокируются, а реформирование превратилось в мощную индустрию с мощными бюджетами.

Ужас Тридцатилетней войны не в том, что она была жестока – это свойство всякой войны, а в том, что она кормила самое себя, выйдя таким образом на стационарный режим перманентного реформирования злосчастной Германии, в которой к концу войны осталась только треть довоенного населения. Реформа образования тоже вышла на стационарный режим, питающий – и вкусно питающий – такое количество пустоплясов, что тягловая лошадь любой школы, т. е. преподаватель, заезжен вконец – и конца-краю этому не видно.

Учитывая, что живую поддержку нынешнему положению дел оказывают приближенные к престолу Г. О. Греф, Я. И. Кузьминов и Э. С. Набиуллина, у самого искреннего сторонника здравого смысла поневоле опускаются руки. Плетью обуха не перешибешь, а злокачественное новообразование уговорами и логической аргументацией не переубедишь – оно будет расти, покуда организм, из которого оно тянет соки, не погибнет. Тут только хоспис впереди маячит.

Все было бы совсем печально, если бы предел танцам с пипидастрами мог быть положен не только общим летальным исходом, но и, напротив, волей государственного организма к жизни. Правда, этот жизнелюбивый вариант довольно болезненный.

Ведь бесконечные пляски с компетенциями и траекториями основываются на том, что школа по большому счету ни для чего в нынешней России не нужна. Нечто вроде галстука, который не греет и не прикрывает наготу – так себе, виньетка ложной сути. А раз виньетка, то чего ее жалеть.

Но нет уверенности, что так всегда будет.

В конце прошлого года работы по Северному потоку-2, до окончания которых оставалась всего пара недель, были сбиты американскими санкциями. Швейцарской компании Allseas Group SA был предъявлен ультиматум: иди она прекращает работы и отзывает свои трубоукладочные корабли, либо ей США сделают очень больно. Allseas немедленно капитулировала. Теперь В. В. Путин сообщает, что работы по СП-2 будут завершены в лучшем случае к концу этого года. Как минимум, год потерян. Если, заметим, наши партнеры еще чего-нибудь не придумают.

В Балтийском море политика американских партнеров была явлена наиболее ярко, выпукло – и эффективно. Но если бы партнерам сильно захотелось, они могли бы проявить себя и в Черном море. В строительстве Керченского моста – сооружение выдающееся, что и говорить – принимали участие многие западные подрядчики.

"Конструкторская документация на общую технологию фундамента разработана американской нефтяной компанией ExxonMobil. Модульный бетонный завод для моста собран немецким концерном Stetter. Гидравлические молоты для забивания свай произведены нидерландскими компаниями Dematec Equipment и Biljard Hydrauliek, а также финской компанией Junttan. Поднятие арок осуществлялось домкратами нидерландской компании Mammoet. Портландцемент произведен немецким концерном Heidelberg Cement. Системы зачистки ржавчины поставлены итальянской компанией Bvgranigliatrici. Комплексный контроль качества нанесения лакокрасочного покрытия осуществлялся британской Elcometer. Американская 3M и голландская AkzoNobel нанесли эпоксидное антикоррозийное покрытие свай фундамента. Мониторинг усадки моста осуществляется голландской Allnamics. Немецкая Maurer AG поставила материалы для изготовления антисейсмических шаровых опор. Использовались экскаваторы и краны японской Komatsu, техника для дорожного полотна -- немецкой HAMM, грейферы -- британской JCB, бульдозеры -- американской CAT". А могли бы – при должном давлении из Вашингтона – поступить в духе Allseas Group SA.

То есть в ряде случаев возможно купить недостающую в России технику, а в ряде случаев выясняется, что нельзя – Сияющий Город не велит. И странно надеяться, что в будущем, имея возможность надавить, он не надавит. С какой радости?

Но это есть обрушение всей идеологии нашего правительства, полагающего, что все возможно купить. Оказывается, не все.

Такой холодный душ имеет самое прямое отношение к образовательной политике.

Если все можно купить, то образование действительно не нужно. Достаточно колониальной школы и танцев с пипидастрами. Если критически важный импорт в любой момент может быть перекрыт, тогда актуальны и сегодня слова, произнесенные 4 февраля 1931 г. на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности: "Мы отстали от передовых стран на 50 – 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут".

Неприятно, может быть, что произнес эти слова т. Сталин, но тут уже вопрос "вам ехать или шашечки". Если вы не желаете, чтобы вас смяли, тогда не только с тов. Сталиным, но даже и с валаамовой ослицей придется быть единомысленным.

К числу мер, направленных на то, чтобы не смяли, относились и постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 г. "О структуре начальной и средней школы в СССР", "О преподавании гражданской истории в школах СССР" и "О преподавании географии в начальной и средней школе СССР". В постановлениях говорилось о том, что "связное изложение гражданской истории" подменяется "отвлеченными социологическими схемами", а "учащиеся выходят из школы, не обладая зачастую элементарными географическими познаниями". Идеал наших пипидастров.

Ситуация в образовании тогда и сейчас имеет много общего.

Дивясь на безумие идеологов ВШЭ, не стоит забывать, что в 20-е гг. XX века школа переживала едва ли не худшие, чем теперь, времена реформаторства. Нынешние траектории с компетенциями могут показаться детским лепетом по сравнению с тем, что вытворяли тогда. Конечно, отчасти это смягчалось отсутствием системности – до провинции передовые идеи доходили с трудом – и отсутствием денег.

То есть педологи резвились, но до богатства и мощи нынешних тренеров и кучеров им было далеко. Идеи же были самое то – хоть стой, хоть падай.

Сталинский термидор первой половины 30-х гг. положил этому конец и вернул школу к первоначальным прусским образцам. Та самая "школа учебы, школа муштры, школа зубрежки". Конечно, труба пониже и дым пожиже – при общем падении культурного уровня это было неизбежно, но школьная контрреформа преследовала вполне прусскую цель – подготовку грамотного кадра, способного пробежать расстояние за десять лет, а креатив – побоку.

Естественно, не все было так благостно, 30-е гг. образцом благодати могут считать только совсем уже упоротые сталинисты, но то, что битву при Садовой выиграл прусский школьный учитель, а Сталинградскую битву – советский школьный учитель, отрицать невозможно.

Говорят, что реформы – дитя нужды, от хорошей жизни их не начинают. Но сейчас мы приходим к тому, что контрреформы – еще более дитя нужды.

Если мы не желаем, чтобы все нaши тигpoвыe зaтeи пoкaзaли тoлькo бeccильный кoнчик змeинoгo xвocтa, тогда уже позавчера надо было спешно готовить грамотный кадр, а реформаторов от образования – гнать каленой метлой и поганым железом.

Максим Соколов

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Похожие новости

Архив новостей

Май 2020 (1019)
Апрель 2020 (1108)
Март 2020 (1076)
Февраль 2020 (946)
Январь 2020 (952)
Декабрь 2019 (929)

Популярные новости