Крым

Конец эпохи: нужно ли возвращаться в школу юным жителям Крыма?

Источник: ForPost
0 120

Плюсы и минусы дистанционного образования.

Пандемия коронавируса ускорила переход к онлайн-образованию, начиная с младших классов. Но изменит ли ситуация с COVID-19 кардинально всю систему образования России, и Крыма в частности? Или же, когда беда отступит, дети вернутся за привычные парты, - выяснял ForPost.

Развитие онлайн-технологий позволяет людям получать множество новых возможностей и привилегий, которые призваны в значительной степени облегчить им жизнь. Сегодня, не выходя из дома, к примеру, можно работать, совершать покупки, общаться с людьми из разных стран, а также получать образование.

Школа как часть жизни

На сегодняшний день все школы региона обеспечены техническими средствами в полном объеме, во всяком случае об этом регулярно отчитываются чиновники.

Но у республики есть другие проблемы, например, дефицит педагогических кадров. Поэтому в некоторых школах учителя вынуждены работать в две смены. Да и сама образовательная система весьма противоречива.

Об этом в беседе с ForPost рассказала завуч одной из крымских школ.

«Дают учителям право выбора программы (учебно-методический комплекс, – прим.) в 1–4 классах, но присылают в школу те учебники, которые сочтут нужными. И если учитель хочет работать по программе, по которой отсутствуют учебники, – пусть работает, школа не закупит (по разным причинам). Родители тоже не имеют права покупать, так как образование у нас бесплатное, да и стоят они дорого», – посетовала пожелавшая остаться инкогнито педагог, отметив, что подобных казусов масса.

К примеру, продолжила она, с учебно-методическим комплексом, который должен включать в себя учебник, тетрадь, методическую литературу и собственно диск, бесплатно выделяют только учебник. Хотя в методических рекомендациях написано, что для успешного освоения курса необходимо использовать весь комплект, подчернула наша собеседница.

Читайте по теме: Дистанционная учеба школьников стала болью для четверти родителей в РФ

огут ли учителя на выделяемые 100 рублей в месяц купить методические пособия и диски по предметам, которые преподают? Этот вопрос остаётся открытым.


Однако невзирая на все существующие противоречия, по мнению педагога, школа остается необходимой частью жизни. Место, где дети не только получают проверенные знания, но также социализируются, учатся общаться со сверстниками и взрослыми. Дистанционное обучение, конечно же, этого не заменит, уверена завуч.

По её мнению, дистанционное обучение может быть полезным в качестве дополнительного инструмента. Ведь объяснить тему так, как это делает учитель в классе, рядом с ребенком, видит его реакцию, помогая в случае неудачи, не сможет ни один онлайн-урок, уверена наша собседница.

«Стоит ли говорить о полном переходе на онлайн-обучение? Нет! Это нарушение всех санитарно-гигиенических норм. Да и родители не в состоянии организовать учебный процесс. Онлайн-обучение недопустимо. Мы не хотим, чтобы наши дети пополняли ряды пациентов психиатрических клиник и окулистов. Ещё один риск связан с тем, что дети утратят способность выражать свои мысли в устной речи. Человек перестанет быть человеком», – заключила она.

В период угрозы распространения коронавируса сфера образования перешла на новую систему обучения, «перекосы» пришлось выравнивать на ходу. Но все понимают, что это была вынужденная мера. И прежде чем принимать решение о цифровизации образования, нужно спросить, а чего хотят дети, учителя и родители – все участники процесса.

Родители взвыли

Сложнее всего пришлось работающим родителям первоклашек и многодетным. Их дети вынуждены учиться дома онлайн и зачастую остаются с пожилыми бабушками и дедушками, которые не владеют компьютерной грамотностью. Сами ребята также не относятся к категории уверенных пользователей ПК. Кроме того, очень плохо работают образовательные платформы.

«Нет никаких плюсов, только одна нервотрёпка для учителей, детей, родителей. Платформы, на которых проходит обучение, постоянно виснут. Пока ты пытаешься перезагрузить, то часть урока пропущена, а ребёнок не может разобраться в теме», – рассказала ForPost мама одного из учеников.

Очень много сообщений по этому поводу публикуется в социальных сетях Крыма, в том числе обращения в адрес главы Республики Крым Сергея Аксёнова, о чём ему ежедневно докладывают на заседаниях оперативного штаба.

Вот самые распространённые вопросы: в каком режиме проходят онлайн-уроки; почему так много заданий (дети не всегда могут усвоить знания с первого раза); как быть детям, которые не ладят с техникой или не могут себя правильно организовать; как быть, если компьютер дома один, а школьников несколько; почему нет онлайн-трансляции и отсутствует возможность получить пояснения от учителя?

Читайте по теме: Новый учебный год в РФ могут начать в режиме онлайн

Многие родители сетуют, что сначала приходится самим разбираться в премудростях новой системы, а затем «разжевывать» её детям. А ведь у некоторых попросту нет на это времени.

«На сайте школы расписание на неделю со ссылками (иногда нерабочими) для самостоятельного изучения, ДЗ и адреса, куда все это отправлять в виде фото. Все! Больше всего выводят лабораторные работы по физике, учителю писали, она считает, что ссылки на видео достаточно», – написала в группе «Крымустройство» социальной сети Facebook Юлия Колузова.

Дистанционная система, по мнению многих крымчан, в том виде, в котором она организована сейчас, правильнее было бы назвать системой самообразования. Вот только в этой системе нет места ни педагогам ни в целом Министерству образования, которое содержится за счёт бюджетных средств.


Не нужно проводить специальные социологические исследования, чтобы понять, что больше всех сейчас страдают особенные дети, которые до карантина обучались в специальных школах, потому что требуют индивидуального подхода и участия подготовленных педагогов.

«У меня сын в коррекционной школе должен заканчивать последний 10-й класс. Думаю, нужно писать заявление на второй год. Учитывая диагноз и изоляцию, психологическое состояние, я даже не пытаюсь на него давить и заставлять учиться сейчас на ДО (домашнее обучение, – прим.). Пубертатный возраст, самоизоляция и не стабильная психика – это не способствует успеваемости и восприятию материала на ДО. Нам бы главное сейчас не сорваться «в пике» в психиатрический диспансер – и какие тут могут быть экзамены? Всё сложно особенно с нашими детьми!» – пожаловалась в группе «Крымустройство» Наталия Сердюкова.

Школа – не детсад

Ректор Крымского республиканского института последипломного педагогического образования, член Совета при президенте по русскому языку, профессор Александр Рудяков в беседе с ForPost отметил, что образование Крыма достаточно активно осваивало дистанционные формы. Пандемия оказалась для образования «чёрным лебедем». Никто никогда не способен быть идеально готовым к такого рода поворотам истории.

Читайте по теме: Севастопольский госуниверситет вынужден вести обучение через соцсети

«За последние годы мы привыкли, что школа для целого ряда родителей, не отрицая объективных трудностей, стала местом пребывания детей на то время, пока папа и мама работают. Мы также часто забываем, что в школе не учат, а в школе учатся! Это обоюдное усилие. Ребенок должен запомнить и понять. Дети должны учиться, и у них должна быть мотивация», – сказал профессор.

Вместе с тем наш собеседник считает, что дистанционное образование является лишь «заменителем» по необходимости, таким себе суррогатом. И вводить на постоянной основе его не будут.

Добавим, что, учитывая общемировое направление развития образования и качественный скачок интернет-технологий, уже сегодня можно говорить о внедрении дистанционного образования как о свершившемся факте. Но откажется ли наша страна от классического образования в пользу новых форм обучения, покажет время.

«Дистанциока» в бонус

Но, похоже опасение противников тотальной цифровизации образования преждевременны. После завершения периода ограничений, связанного с эпидемиологической ситуацией, все школы страны вернутся к обычному режиму работы. Об этом сказал министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, отвечая на вопросы журналистов во время пресс-конференции, посвящённой запуску инициированного Минпросвещения образовательного проекта «Моя школа online».

Читайте по теме: Почему так бесит дистанционная учеба, и что с этим делать

Министр подчеркнул, что, когда школы вернутся к привычному режиму работы, дистанционное обучение будет дополнять традиционное. В частности, этот опыт будет использоваться для организации учебного процесса детей, которые вынуждены оставаться дома. Например, во время сезонных эпидемий гриппа, а также, если ребёнок находится на длительном лечении в больнице.


Министр просвещения РФ Сергей Кравцов

Сергей Кравцов считает, что «дистанционка» не сможет в полной мере заменить традиционный формат обучения с общением в стенах школы.

«Мы видим, что школьники хотят вернуться за парты, а учителя – вновь преподавать в школьных классах. Когда школы откроют свои двери, мы, конечно, не заменим традиционную школу дистанционным обучением. Но полученный бесценный опыт будем использовать для повышения качества образования и сможем дополнить и расширить возможности образовательной среды», – цитирует чиновника пресс-служба Минпросвещения России.

Марина Байдукова

Фото: pixabay.com, пресс-служба Минпросвещения России

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Похожие новости

Архив новостей

Май 2020 (1019)
Апрель 2020 (1108)
Март 2020 (1076)
Февраль 2020 (946)
Январь 2020 (952)
Декабрь 2019 (929)

Популярные новости