Крым

Эксперты: Власти Крыма незаконно распоряжаются федеральными землями у моря

В России вся прибрежная полоса Черного моря – федеральная собственность. И крымский берег – не исключение.  Правда, только формально. В реальности местные муниципалитеты по-прежнему продолжают взымать плату с бизнеса, загоняя его в финансовую кабалу, невзирая на федералов. Выясним законно ли это.

500-метровая водоохранная зона, в том числе вокруг Черного моря – единый охранный объект, являющийся собственностью государства. Распоряжаться этим имуществом имеет право только Федеральное агентство по управлению государственным имуществом – Росимущество. Поэтому практически во всех субъектах России все договорные обязательства предприниматели, чьи объекты расположены в охранной прибрежной зоне, заключают договоры именно с данным ведомством – так проще и значительно дешевле.

Муниципальные чиновники злоупотребляют своими правами 
Между тем в Крыму этот принцип не действует. Здесь муниципальные власти по-прежнему не спешат отказываться от миссии, пополняющей бюджеты. Свою роль, несомненно, сыграло то, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом начало работу в Крыму и Севастополе лишь в январе этого года. Хотя даже почти спустя год после того, как офис Росимущества открылся в крымской столице, администрации приморских муниципалитетов эту информацию замалчивают. Это означает, что правительство Республики манипулирует законодательством России в своих интересах.

«Власти Крыма превышают свои полномочия, пользуются тем, что территориальное подразделение Росимущества было создано совсем недавно, – поясняет крымский юрист, специалист в области земельных и имущественных вопросов Виктор Долженко. –  Только Федеральное агентство и его территориальное подразделение могут осуществлять полномочия собственника (государства – ред.) в отношении федерального имущества, расположенного на территории Крыма и Севастополя, в том числе в отношении земельных участков, расположенных в 500-метровой водоохраной зоне Черного моря».

По его словам, на данный момент договора со всеми собственниками объектов недвижимости, расположенными в 500-метровой прибрежной зоне, должны быть перезаключены не с местными администрациями, а с Росимуществом. В том числе, все украинские договора в обязательном порядке должны быть пролонгированы.

На материке не так, как в Крыму 
Судебная практика в Республике такова, что Фемида по сей день удовлетворяет иски администраций, по сути, игнорируя российское законодательство и принуждая собственников объектов у моря заключать договора с местными муниципалитетами. На фоне этой реальности, в других субъектах России вердикты судебных инстанций абсолютно противоположны крымским.

«Есть решения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которыми признают Администрации муниципальных образований ненадлежащими истца и удовлетворяют требования Росимущества. В силу требований закона власти Крыма не имеют права, как ненадлежащая сторона, заключать договора в отношении данных земельных участков», – поясняет юрист.

В тоже время, решения по зачистке крымского берега в 100-метровой прибрежной зоне, инициаторами которых выступали сугубо республиканские чиновники, специалист по имущественным вопросам считает противоправными.

«Даже было принято несколько судебных решений о сносах, где администрации выступали инициаторами сноса. Это вопиющая ситуация, когда ненадлежащий истец нарушал интересы в первую очередь государства. Я подчеркиваю, что распоряжаться этим имуществом может только Росимущество!» – негодует господин Долженко и добавляет: «Письмом Министерства природных ресурсов и экологии РФ №14-50/6822-ОГ от 15.08.2016, Минприроды РФ сообщает и определяет что такое береговая полоса и какая ее ширина. А также ссылается на определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2015 №308-ЭС15-13877, которым разъясняется, что земельные участки, располагающиеся в береговой полосе водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, также находятся в собственности Российской Федерации. Осуществлять полномочия собственника в отношении этих земельных участков вправе только Российская Федерация в лице уполномоченного органа – Росимущество». 

Вместе с тем, в силу требований Водного Кодекса РФ  (часть 1 статьи 65) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, и установлен режим их использования. А частью 8 данной статьи Водного Кодекса РФ установлено, что ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

Таким образом, законодательством Российской Федерации, однозначно определено, что 500 метровая зона относится к Федеральной собственности в силу закона, в независимости от государственной регистрации».

Бизнес зажат 
О том, как в Крыму выполняются законы Российской Федерации, и с чем приходится в этих условиях сталкиваться бизнесу, предприниматели говорят неохотно.

«В целом Росимуществу попросту невозможно реализовывать в Крыму свои права. Полуостров – живой организм, в котором все организовано для препятствия процессу оформления договоров с федеральными органами. Попросту власти приморских городов не готовы утратить огромные суммы, получаемые в качестве оплаты за пользование крымским берегом», – рассказывает предприниматель из Ялтинского региона и просит не указывать в статье его данные.

По его словам, также дисбаланс возникает из-за того, что крымчане не знакомы с законодательством РФ. Многие не знают, о том, что 500 метров берега – земля федералов.

«Если бы люди знали, что есть такой орган как Росимущество и то, что именно федералы распоряжаются определенными землями, а не администрации поселков и городов, то обращаясь к ним, могли бы избежать ущемлений со стороны муниципальных органов. С Росимуществом даже процедура оформления договоров намного проще, – продолжает бизнесмен. – В итоге в Крыму граждане и юридические лица даже не могут взять в аренду землю, так как принята масса законов, которые ограничивают конституционные права. А возможности здесь появляются только когда это в интересах правительства».

К сведению: 
– Согласно пункту 3 статьи 214 и пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В качестве компетентного органа, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, Правительством Российской Федерации определено Межрегиональное Территориальное Управление Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе.

– Часть 3 статье 212 ГК РФ гласит: особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

– Часть 5 статьи 214 ГК РФ: законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

– В подпункте 1 пункта 1 статьи 97 ЗК РФ предусмотрено, что земли водоохранных зон рек и водоемов относятся к землям природоохранного назначения, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 94 Кодекса входят в состав земель особо охраняемых территорий.

– Согласно пункту 2 статьи 95 ЗК РФ, земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

– Водные объекты определяются по общему правилу и находятся в собственности Российской Федерации – пункт 1 статьи 8 Водного кодекса РФ.

В данном случае, в силу вышеприведенных правовых норм, право федеральной собственности на прибрежную полосу возникло в силу закона, независимо от регистрации этих прав в реестре.

Земельные участки, являющиеся федеральными в силу законов (абз. 2 п. 1 ст. 17 ЗК РФ) не подлежат включению в перечень участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, поскольку уже являются федеральными в силу законов.

Компетентно: 
В соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2015 №308-ЭС15-13877 (дело №А32-40479/2013) земельные участки, располагающиеся в береговой полосе водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, также находятся в собственности Российской Федерации. Распоряжение такими земельными участками вправе осуществлять Российская Федерация в лице уполномоченного органа. 

Таким образом, законодательством Российской Федерации, однозначно определено, что 500 метровая зона относится к Федеральной собственности в силу закона, в независимости от государственной регистрации.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.10.2010 по делу № А32-9840/2010, от 07.10.2009 по делу № А32-8291/2009, Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.09.2013 по делу №А32-13524/2012.

Автор: Валентин Смотровой 

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Похожие новости

Архив новостей

Май 2020 (1019)
Апрель 2020 (1108)
Март 2020 (1076)
Февраль 2020 (946)
Январь 2020 (952)
Декабрь 2019 (929)

Популярные новости